Форум » Затонувшие объекты » S-102 (или S-27). Немецкий торпедный катер найденый к югу от Таманского полуострова » Ответить

S-102 (или S-27). Немецкий торпедный катер найденый к югу от Таманского полуострова

Стас: Обсуждаем версии принадлежности обломков немецкого торпедного катера.

Ответов - 172, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Ingvar: http://eko-czao.narod.ru/ball/patron/8mmmauser/8mmmauser.htm

Стас: Выходит производитель "нашего" патрона со Stальной, лакированной гильзой: Zieh-u. Stanzwerke GmbH из Тюрингии, год выпуска 1941, марка стали №17 (по германской спецификации). Приз уходит в Тамань! Игорь МОЛОДЕЦ!!! Спасибо! Вот ещё вопрос: на гильзе от снаряда и на бирке стоят год и число (через дробь). 1942/1 и 29/1941. Про год всё понятно, но вот цифра это не день, не месяц и не квартал. А, что? Кондрат пишет: По М.Э.Морозову, "...к октябрю 1942 г. по три катера в 1-й,2-й и 3-й флотилии и по 2 в 5-й и 6-й получили вместо 20-миллиметровки на юте по одному "бофорсу" с боекомплектом 2000 выстрелов...". Обратите внимание на дату гибели S-27 - 5/09/1942/. Василич, только внимательно прочти ВЕСЬ абзац! Самое первое предложение в нём: "Участившиеся стычки с британскими артиллерийскими катерами заставили принять кардинальные меры по усилению вооружения "шнелльботов"..." Так-что бОльшая часть номера катеров в Атлантике, а не на Чёрном море!!! Ну не было на Чёрном море шести флотилий катеров!!! И в том списке нет ни 27-го ни 102-го, а у нас один из них (без вариантов) БЫЛ с "Бофорсом"!. Ну и катера с последними номерами вообще никогда у нас не воевали.

матросов: Насколько я знаю в Чёрном море присутствовала только первая флотилия ,есть ещё упоминание (единичное)об 11 флотилии.


Стас: Ну и я об этом.

Володя(Крым): матросов Насколько я знаю в Чёрном море присутствовала только первая флотилия Стас Ну и я об этом По М.Э.Морозову, "...к октябрю 1942 г. по три катера в 1-й,.... В общей сложности ... 14 шнельботов Далее перечислены 14. А где первая?

Иваненко: Стас - это для тебя: http://translate.eu/ru/German-Russian/ Дорогие друзья, вы как читаете Морозова, а точнее считаете, у него перечисленно не 14 катеров, а 12 - по установке Бофорсов. А еще он пишет , что в 1-й,2-й,4-й поставили по три пушки, а в 5-ю и 6-ю - по две, складываем и получаем 13.Так что есть место для 2-х наших катеров, или по одной, или по 0,5 Флака получить. Что касается 1-й флотилии: она всегда была 1-й, и на ЧМ из Норвегии пришла под этим номером. Структура Кригсмарине была сложная и менялась не однократно, очень позновательная книга К. Залесский, Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха, она и как энциклопедия, и не только. Кому надо скажите - пришлю по мейлу, можно и самим скачать с инета. И у Морозова почти весь путь 1-й эскадры просматривается.

Стас: Валера, Морозов точно перечислил номера 14-ти катеров! Внимателнее присмотрись. Если написано S-81 - S-83, то это означает, что и 82-й катер включительно. Т.е. все четырнадцать. Вот их "финальный аккорд": S 29 29 марта 1943 затонул в Хуфдене в точке с координатами 53,06N, 03,50E в результате тяжелых повреждений полученных в бою с двумя английскими артиллерийскими катерами "MGB 333" и "MGB 321" S 39 2 августа 1944 потоплен английскими бомбардировщиками "Lancaster" в Гавре в точке с координатами 49,29N, 00,06E, поднят 15 августа 1944 и разобран. S 42 20 августа 1944 тяжело поврежден советскими пикирующими бомбардировщиками "Пе-2" из 40-го бомбардировочного авиационного полка и сгорел в Констанце в точке с координатами 44,10N, 28,41E, где находился на слипе в ремонте. S 44 25 июля 1943 потоплен американскими бомбардировщиками в Киле. S 45 29 августа 1944 затоплен экипажем в Варне в точке с координатами 43,11N, 27,57E из-за угрозы захвата советскими войсками. S 46 11 сентября 1943 затонул после взрыва торпед юго-восточнее Феодосии в точке с координатами 45,01N, 35,25E в результате повреждений нанесенных 4 советскими истребителями P-40 "Киттихаук" из 30-го разведывательного авиационного полка. S 51 29 августа 1944 затоплен экипажем в Варне в точке с координатами 43,11N, 27,57E из-за угрозы захвата советскими войсками. S 81 4 января 1946 по репарациям передан СССР, где 7 февраля 1946 введен в БФ как торпедный катер TK-1001, законсервирован 28 февраля 1948, с 12 января 1949 большой торпедный катер, исключен 25 сентября 1950 и передан ОФИ для разделки на металл. S 82 15 января 1946 по репарациям передан СССР, где 7 февраля 1946 введен в БФ как торпедный катер TK-1008, законсервирован 28 февраля 1948, с 12 января 1949 большой торпедный катер, исключен 25 сентября 1950 и передан ОФИ для разделки на металл. S 83 20 июля 1944 продан Финляндии, но 2 сентября 1944 реквизирован и вновь введен в ВМС Германии, в мае 1945 по репарациям передан Великобритании, в 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, разобран на металл. S 98 18 января 1946 передан Управлению военной администрации США в Германии (OMGUS), в июле 1947 передан Норвегии, где 22 января 1948 введен как торпедный катер (Motortorpedbåten) "Kvikk", исключен 3 февраля 1950 и разобран на металл. S 99 20 июля 1944 продан Финляндии, но 2 сентября 1944 реквизирован и вновь введен в ВМС Германии как учебный катер, в 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, 4 января 1946 по репарациям передан СССР, где 7 февраля 1946 введен в БФ как торпедный катер TK-1010, законсервирован 28 февраля 1948, с 12 января 1949 большой торпедный катер, исключен 25 сентября 1950 и передан ОФИ для разделки на металл. S 112 8 мая 1945 передан Франции в Лорьяне, 21 июня 1951 продан для разделки на металл. S 117 20 июля 1944 продан Финляндии, но 2 сентября 1944 реквизирован и вновь введен в ВМС Германии, в мае 1945 по репарациям передан США, 18 января 1946 передан Управлению военной администрации США в Германии (OMGUS), в июле 1947 передан Норвегии, где 22 января 1948 введен как торпедный катер (Motortorpedbåten) B.97 "Tross", в 1951 передан Дании, где 5 января 1956 введен как торпедный катер (Motortorpedobåd) P 566 "Hejren", исключен 28 декабря 1964 и 17 мая 1965 продан для разделки на металл фирме "Petersen & Albeck" в Копенгаген. Абсолютное большинство "служило" в Атлантике и на Балтике. Из всех катеров только один лежит близко к нашей акватории - это 46-й. Но по координатам, как и сказано юго-восточнее Феодоссии. Скорее всего в абзаце был затронут первоначальный этап превооружения катеров "Бофорсами". А может ещё, что-нибудь. Но ясно одно. В НАШЕМ районе лежат ДВА катера и один из них с "Бофорсом"! Думаю в архивах "немецко-фашистских" товарищей есть более полная информация и Лёша с Машей сделают запрос по вооружению катеров "Бофорсами". Слышишь Лёша? Нужны полные сведения по усановке сорокамиллиметровок на черноморские катера. Может в процессе убытия одного, или нескольких катеров, в ремонт, орудие с него переустанавливалось на другой? Может это отражено во внутренних документах флотилии?

Ingvar: Ссылочка. Может пригодится. http://dzromon.narod.ru/gun/mine_push.htm

Стас: Спасибо, Игорь. Ты заметил, что 40-мм боеприпасов в нём даже не упоминается? Скорее всего по причине того, что пушка была шведская и она стояла на вооружении, как стран оси, так и у союзных войск.

Стас: У этой темы (да и всего форума) есть скрытый, активный участник. Это Светлана Горохова. Она нашла много информации по торпедному катеру. Светлана "накопала" интересные фотографии членов экипажа S-27-го с комментариями. Вот немного фото из его истории:

Ingvar: Фотографии действительно интересные. Например награды: У Fahrmaata: 1. Железный крест 1 класса. 2. Военный орден Немецкого креста (или просто Немецкий крест)Золотой. Вручался за храбрость обладателям Железного креста 1 класса. У Mixera: 1. Нагрудный знак "За ранение", похоже что 2-й степени (вручался за 3-4 ранения средней тяжести) 2. Железный крест 1 класса. 3. И конечно нагрудный знак "Член экипажа торпедного катера" (вручался за не менее чем 12 атак на корабли противника, особые заслуги или ранение во время атаки). И тут ВОПРОС : Этот знак образца 1943 года! Выходит Mixer на момент гибели S-27 уже на нем не служил? Пользовался книгой Курылева О.П. "Боевые награды третьего рейха".

Стас: Вполне возможно. На катере погибло 12 человек. А фото могли сделать и поднее. Игорь, раз ты в теме наград, то попробуй связаться с владельцем этих фото. Вот ссылка на страницу форума Коллекционеров откуда я взял эти фотки: http://sammler.ru/index.php?s=1dced3891a9d8aa9e59a7b040db5ec2f&act=ST&f=699&t=28076 У владельца (как утверждает) оригиналы. Хотя "Миксер" может и не был членом экипажа 27-го или одно из ранений он получил именно в момент взрыва.

Ingvar: К сожалению, мне не удалось авторизоваться на этом форуме... К тому же в интернете варианты значка члена экипажа трактуются с точностью до наоборот, чем у Курылева в книге. Где ж правда? Ну и Курылев пишет, что нарукавный т.н. "Крымский щит" вручался за отличия в завоевании Крыма 11-й армии Вермахта и 3-й румынской. А мы на фотографии видим такой у Миксера. Значит и Кригсмарине удостаивались этой награды.

Стас: Получается, что так. Не хочется думать, что у них, как в нашей "современной армии", на дембель уходили из стройбата с гвардейским значком. Игорь, хочу попросить тебя узнать, есть ли в Волне съезд к берегу, где можно будет в первых числах октября развернуть лагерь человек на 20, 3-4 лодки, компрессорная, ПХД и т.п. Самое главное съезд на берег и выезд естесственно.

Стас: Вчера скачал один немецкий фильм. Там очень много материала про "шнелльботы" и даже синхрон с Тёнигесом. Вот, каким он был в годы войны и каким незадолго до своей кончины в 90-х годах: Блин, в молодости на Визбора похож, "как две капли..."

матросов: На этой неделе получим книгу о Тёнигесе, с картинками.

Ingvar: Кто-нибудь скачал такую? http://www.kodges.ru/59770-s-boote-german-e-boats-in-action-1939-1945.html Known to the allies as the E-Boats ('Enemy') http://www.mirknig.com/knigi/military_history/1181210866-german-e-boats-1939-45-osprey-new-vanguard-59.html

Стас: Скачал. Супер! Особенно S-Boote - German E-Boats in action 1939-45 в ней просто поразительно высокого качества фотографии. Теперь понятно, что оригиналы фоток были у парижского издательства (или у них был доступ к архивам). И иллюстрации тоже побогаче. Нужно будет сделать перевод, хотя, как я предполагаю вся информация уж есть в наших книгах. Вот разрез "сотки" (хотя по компоновке она мало отличается от других серий):

матросов: Спросил у Маши -как книга - говорит"да ,я её "-про русских очень плохо пишут. Книга Франца Куровски -Вернер Тёнигес -Корветтенкапитан, в книге есть только две фотографии которые я видел раньше остальные новые.

Стас: Вот фильм про катера на немецком языке, скачай: http://krigsmarine.ru/video/shnellboty-minonoscy-esmincy-v-boevyx-poxodax.html#more-3811

Иваненко: Данные по утопленникам (http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/S-Boote2-R.htm): № Ферфь Bau-Nummer дата выпуска серия S 27 Fr. Lürrsen, Bremen № 12771 05.07.1940 S 26 S 46 Fr. Lürrsen, Bremen № 12839 22.05.1941 S 38 S 102 Joh. Schlichting, Travemünde № 1002 30.12.1940 S 38b И если Bau-Nummer (номер дома, или домашний номер) можно интерпретировать, как заводской номер (вопрос к Маше), то вот они заводские номера черноморских утопленников. Если верить этому сайту: http://www.s-boot.net/sboote-kriegsmarine-typen.html , то получается, что Flak28 были только на сериях S-38 и S-38b, т.е. S27-й не вооружался Flak28. Но мы то знаем, что ни чему в Интернете верить нельзя, точнее все надо брать под сомнение.

Стас: Что даст нам стапельный номер, если мы не знаем где он стоИт? Как нам разобраться с этим? У меня есть "Каталог стапельных номеров кораблей и судов ВМФ СССР и России", но ничего мне это так и не дало. Где они находятся мы примерно знали, но... так ничего и не нашли.

русалка: Член команды торпедного катера,(3,4) Военный знак торпедных катеров (Schnellboot-Kriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 30.5.1941 приказом гросс-адмирала Э. Редера. Первый образец изготовлен берлинским графиком Вильгельмом Эрнстом Пеекхаузом, 2-й вариант- Пеекхаузом и капитаном 3-го ранга Рольфом Петерсоном (янв. 1943). Вручал¬ся членам команд торпедных катеров, успешно действовавших против военных и торговых кораблей противника. Правом награждения знаком обладал командующий миноносцами. Знак имел позолоченный цинковый венок из дубовых листьев, на который был наложен силуэт торпедного катера, рассекающего волны, над ним - имперский орел. Размеры: высота 57 мм от основы головы орла, ширина 45 мм, размах крыла орла 23,5 мм, высота орла (включая свастику) 14 мм, ширина венка 7,5 мм. На 2-м варианте знака листья венка меньше и тоньше, орел имеет больший размах крыльев, а катер более современный и сильнее выдается из венка. Размеры знака 2-го типа: высота 60 мм, ширина 53 мм, размах крыльев орла 36,5 мм, высота орла (включая свастику) 20 мм, ширина венка 8 мм. Существовал также 3-й вариант знака, выпускавшийся фирмой Морже (Париж), этот знак сильно напоминал знак 1-го типа; его размеры: высота 55 мм, ширина 41 мм, размах крыла орла 27 мм, высота орла (включая свастику) 14 мм, ширина венка 7 мм. Знак крепился на булавке и носился на левом кармане ниже Железного креста 1 -го класса. Всего произведено ок. 1900 награждений. Существовал также аналогичный знак с бриллиантами (Schnellboot-Kriegsabzeichen mit Brillanten), который имел такой же вид, что и обычный знак, но изготовлялся из серебра, а свастика украшалась 9 небольшими бриллиантами. Таким знаком награждались моряки торпедных катеров, получившие Рыцарский крест с дубовыми листьями. Правом награждения этим знаком обладал главнокомандующий ВМС. За время войны знаком с бриллиантами были награждены: обер-лейтенант Зигфрид Вупперман, командир торпедного катера; капитан 3-го ранга Фридрих Кемнаде, командир флотилии торпедных катеров; капитан 3-го ранга Бернд Клуг, командир флотилии торпедных катеров; капитан 3-го ранга Георг Кристиансен, командир флотилии торпедных катеров; капитан-лейтенант барон Гётцфон Мир-бах, командир флотилии торпедных кате¬ров; капитан 1-го ранга Рудольф Петерсен, фюрер торпедных катеров; капитан-лейтенант Вернер Тёнигес, командир торпедного катера; капитан 3-го ранга Клаус Фельдт, командир флотилии торпедных катеров. Кавалер Рыцарского Креста, ГЮ-Гефольгшафтсфюрер (Морские ГЮ) и Шрайберобергефрайтер Вальтер Герхольд показывает Артуру Аксманну и Кавалеру Рыцарского Креста с ДУбовыми Листьями, ГЮ-Обербаннфюреру и Корветтенкапитэну Вернеру Тёнигесу одноместную человек-торпеду "Негер". В ночь с 5 на 6 июля 1944 года Герхольд потопил британский фрегат "Троллоуп", за что и был награжден РК.

Ingvar: По гильзе от пушки: Маркировка под птицей - Waffenamt - контрольный код. В данном случае: WaA56 jhv Metallwaren- Waffen- u. M. Budapest (HU) 1941

Стас: Интересно. Есть справочник по маркировке снарядов?

Ingvar: Увы, нет. Даю ссылку http://en.wikipedia.org/wiki/Waffenamt_codes

Стас: Ну это практически справочник! Ну у немчуры и заводов было!!!

Кондрат: Удалось перевести хронику боевых действий с обстоятельствами гибели катеров,(по сути вахтенный журнал, очень путанный), любезно предоставленную М.Э.Морозовым,. Смысл ясен, но будут уточнения и коррекция. Вкратце события развивались так: ... S-27. 04.10.42 г., время 23.10. S-72 доложил о далекой тени 40 град.,флотилия идет к объекту. Приказ 72-му идти вперед ближе к цели, на глубине 10 м пускать торпеду. 72-й произвел выстрел,подбил пароход 2000 тн., расстояние 2000 м, гл.8 м. 72-й сообщает о второй тени с тонущим кораблем. Приказ S-28 атаковать вторую тень. Флагману и 72-му действовать в направлении NO. S-27 атаковать цель 20 град. 28-й сообщает пробой судна , взрыв 300 град. Короткие один за другим 2 взрыва , 2 пробоя S-27 дуплетом. 28-й докладывает 1 пароход 1500 тн. и 1 лихтер уничтожены. 27-доклад : 1 пароход 1500 тн., лихтер 1000 тн. подбиты, расстояние от 27-го 500 м. ... S-27 доклад - 2 взрыва 300 и 70 град. Флагман лег на курс 120 град. Приказ 28-му не стрелять, присоединиться. Флагман сблизился с 72-м. В результате несчастного случая подошли к S-28 и начали вести спасательные работы, приблизился S-102 и с помощью канатов начали спасать оставшихся в живых. Носовая часть судна разорвана, но кормовая возвышается над водой. Судно стоит на 130 град. Главный механик снят с борта. Попытка проникнуть в машинное отделение не получилась.Погружение достигло 9 м, 210 град.Вся флотилия идет с 15 до 31 м с востока. S-27 затонул,11 человек погибло - 2 офицера, машинист,6 матросов,3 члена команды. Потоплено : S-102 - 1 пароход 1500 тн., 1 лихтер 1000 тн., S- 27 - 1 танкер 1500 тн., 1 лихтер 1000 тн, S- 28 - пароход 1000 тн, 1 лихтер 1000 тн., S- 72 - пароход 2000 тн., 1 лихтер 500 тн. Доклад в Иван-Баба о 8 потопленых судах. S-102. 08.07.43 г. Время 04.28. S-102 наскочил на подводную мину. Практически полностью разрушен корпус. Обломки катера летели на 400 м. Опустился до кромки борта.Шкот разрушен, после 6 отсека медленно заполняется водой.Радист еше может выйти напужу с G-вещами.? Вследствии наклона лодки 60 град.разлилось и загорелось горючее и масло, и в результате он погрузился на гл.18 - 19 м(?). (Ситуация неясна). Ключ "М" еще может быть уничтожен ногами(?). S-28 идет вдоль S-102 и подает тяжелый буксирный конец. Идут на буксире, лодка все больше погружается. Принимаю решение, заряжаю патроны и несколько лент выпускаю в сторону катера. S-102 тонет,глубина (не указана) пытаюсь обнаружить S-47 на месте трагедии, ничего не найдено. Позиция обозначена спасательным кругом S-28.

Иваненко: Да в последнем обзаце, что не фраза, то вопрос, но меня заинтересовало вот что:Кондрат пишет: ... S-27. 04.10.42 г., время 23.10. Я последнюю дату S-27-го, кроме как 5 сентября 1942 г еще не встречал. Расклад по должностям среди погибших интересен. Чуствую, мы скоро дойдем до пофамильного списка. Во всех источниках говорят о 12-ти погибших, хотя может один умер на борту катера, которы его поднял.

матросов: Очень ценная информация .Как я понял 102 воткнулся в грунт и стоял под углом 60 градусов.



полная версия страницы